ЖУТКИЙ ДОЛЛАР

 

Этого и стоило ожидать. Звонкие монеты рано или поздно делают своё дело, будь ты хоть трижды радикален и нонконформистичен. Даже Кулик на фотках ебётся с чувством материального осознания собственно себя. Ну и прекрасно, ну и пожалуйста. Нет больше войны, нет больше революции. Осмоловский больше не выкладывает панками хуй на красной площади и не плюёт в лицо реальности с чугунного Маяковского. Салонность рулит процессом - и теория голой формы, искусство ради искусства, Уорхол его дери…

Отлично. Позлились - теперь приступим к холодному обзору полётов. Что мы сделали в первую очередь, войдя в Центральный Художественный Дом? Ну да, пиво конечно попили, но что мы сделали на самой выставке? Правильно - нахулиганили. Господин гусеница Бартенев изобрёл замечательную инсталляцию - "Фаина Раневская - вентилятор". Не меньше. Эдакая ялдень под потолок ростом, белая из папье-маше, очень похоже на хвост самолёта типа кукурузник, как написано в обосновании: "Высота 4,5 метра делится: 1.основание размером с раздавленный запорожец, 2. Шея, смотрящая в далёкое светлое круглое! (Фрейду привет) 3. Винт сдувает высшие атмосферные слои по гладкой шее к нам…" Да, винт действительно был сверху и крутился, или не крутился, если повернуть тумблер сбоку. А ещё в тот же бок запихнули аудиосистему из автомобиля, у меня возникли ассоциации с ворами и угонщиками, кстати, и эта система выдавала "голос - не родной, но искренно поёт о затуманенных островах вибрирующей души" (всем блевть) - эдакий лёгенький саундец. Мы - молодцы. Любознательность приносит иногда смерть, иногда удовлетворение. Система работала - нажав на кнопку она в самом деле вытолкнула кассету. Чтож, прекрасно. Мы заменили её на колбасное немецкое техно и… Ничего не произошло. Никто не заметил подмены смысла. Острова затуманенные мы поменяли на Фобос и Деймос, а Раневскую сослали в первую версию DOOM. Вот такое реал-тайм искусство. 

 

Но не всё так трагично. Побродив по залам, залитым солнечной пылью и одурев полностью от рыночных "высоких" отношений, наткнулись мы на офигенную инсталляцию, судя по названию, должную отображать известный миф о половой принадлежности и роли самца-бога в жизни самки. "Похищение Евразии" называлась она и была создана гением прибалтийского региона Айгарсом Бикше. Тонкий изменённый смысл в замене похищаемой адекватно был воспринят в качестве адаптации под настоящую реальность. Думайте, что хотите - тут вам и буря в пустыне и милошевич с путиным, и басаев с женщинами… Сделано из резины. Не подумайте ничего плохого. Все были детьми и любили выходные за луна-парки и мороженое на качелях и ещё, хотя, признаюсь, во времена именно моего детства подобное отсутствовало, батуты надувные в виде клоунов, зайцев и крокодилов. Подобную технику выбрал и наш фаворит. Выглядит всё это следующим образом - огромный бык надутый с бабой резиновой тоже не маленькой посреди зала и стойка хромированная невдалеке с микрофоном. На стойке текст, типа "скажи мне что нибудь и я всё для тебя сделаю". Говорить я в первый раз побоялся, я вообще комплексую по поводу своего микшированного голоса, но пальцем микрофон таки щёлкнул, не ожидая ничего плохого. И тут... Короче, инсталляция оказалась интерактивна и бык вдруг начал шипеть и сдуваться, а тётка, которая, кстати, была не видна до этого, поскольку надутый бык загораживал ненадутую тётку, начала расти с обратнопропорциональной скоростью и в результате получился эдакий памятник всем феминисткам - поверженный бык и чикса над всем этим безобразим с раскинутыми руками. Ух, ну и напугался же я тогда, вспомнив и остров Лесбос и амазонок и многотысячелетний мусульманский образ антиженского жития. Но логика и здравый порядок вещей взяли верх - естесственно, я щёлкнул по сетке микрофона вторично и с некоторой грустью и самцовским торжеством пронаблюдал, собственно, падение женщины на вздувающиеся плечи быка. И стало мне спокойно и хорошо…

 

Буддизм московского разлива бывает, даже очень. Чёрная накуренная комната Лёши Тегина пугала и приводила в трепет добропорядочных атеистов и девушек из МАРХИ - сам Тегин напротив себя же и китайская, видимо с рынка (кстати, если это вдруг окажется жена его, мне, кажется несдобровать) рабыня перпендикулярно вектору тегинских глаз, смотрящая в себя напротив. Крестообразность пересекающихся взглядов. Я завораживался гудением огненных горелок, направленных в трубы чугунные разного диаметра рукой Алексея ещё во славные времена Петлюровского сквота, я восторгался бешенством тегинского шаманизма по соседству с Прок-театром - нынче я наблюдаю его на коммерческой ярмарке. Ну что ж, и земля вертится…

 

Однажды, когда я был мал и жил на севере, где родители конструировали плавающее железо, огромные корабли - папа принёс сома настоящего с рыбалки на реке Амур. Я был поражён и открыл для себя мир в тот момент. Животное из реки лежало на дне кухонной раковины и шевелило хвостом. Потом его съели… А у одной моей близкой девушки, тоже в детстве, водился кролик живой, купленный её папой на рынке, называемом птичий. Дабы ребёнок радовался и, по ходу, развивался. Кролик рос и стал большой, поскольку папа, занимаясь точными науками, плохо разбирался в декоративных особенностях и отличиях кролика лесного от карманного, и выросший кролик в коробку уже не помещался и ребёнка пугал, хотя последний преданно отдавал ему часть детской искренной любви. Кролика решили убить. Но интеллигентному человеку вид крови, хоть кроликовой, хоть куриной, претит, поскольку насилие плохо. Пригласили фри-лансера в виде соседа, который ловко оттяпал бедняге уши и голову заодно. Оставшееся мясо было скормлено ребёнку под видом курицы и под рассказ о том, что кролик вернулся в лес к маме… К чему я всё это? Да так, в расчёте на образное мышление читателя, видимо…

 

Помимо прочих ссущих собак, один из представителей английской концептуальной традиции показывал чудеса - проект под названием "Неувиденный фильм". Вся штука была в том, что 23 апреля в Музее Кино состоялся спецсеанс, все билеты на который были выкуплены и который по причуде автора демонстрировался пустому залу. Что подумал пустой зал, никто не знает, как не знает никто как тело видит само себя изнутри. Так что фильм остался неувиденным, а добропорядочные посетители выставки могли убедиться, наблюдая свисающую со стены фотку с титрами фильма и пустым залом, что текст описания соответствует действительности. А, ну да, впридачу еще была связка тех самых выкупленных билетов.

 

Этот же Грехем Гассин, который фильмы не дает спокойно посмотреть, выставил ещё одно произведение искусства концептуального, называется "Падение". На стене демонстрируется торжество скуки - элегический пейзаж моря и куска гор, видеоизображение управляемое программой, работа которой определяется "теорией катастроф". В общем, чтобы произошло что-нибудь стоящее, приходится ждать определенное количество времени - поскольку программа основана на random'е. Но если дождетесь - типа вы выиграли, мир-таки взорвался и вы смогли пронаблюдать процесс, оставшись невредимо стоять там же, на выставочном танцполе. Мы, например, ничего не дождались и пошли смореть на телку с быком, (см. бессмертное "Похищение Евразии").

 

На границе Евразии, оказывается, водятся мяукающие стулья, такой нехитрый интерактив позитивщиков из зала номер N - садишься на стул задницей, а он и давай издавать кошкоподобные звуки! Повыдирали из жёлто-сборных моделей животных микросхемы сенсорные злые художники да в табуреты понапихали. Много детей не получили своей законной радости, зато художникам полное удовлетворение. Приятно - и для ума минимальная пища и для задницы развлечение. Хорошо, наверное, будет продаваться как офисная мебель. Расцветка - жёлтое поле с синим горохом. Для бабушек сумасшедших.

Еще вот Рома Крылов отличную работу сделал. Не без помощи друзей, естесственно. Парень молодой из Москвы выставил машину красного цвета (как затащил её он туда?), древнюю, марки (ха-ха) москвич и засадил внутрь посетителей, а перед ними монитор, а там садовое кольцо, а в колонках фанки-джаз… Я иду, типа, шагаю по Москве. Очень понравилось.

Но враги кругом, и мы это знаем. Слева, справа, прямо по курсу - война, собственно, продолжается. Что мы хотим поиметь с неё, пока нам все лапы не оторвало? Гоша Острецов знает. Все любят поп-арт. И зайцев механоидских. У Гоши есть они - зайцы, целующиеся с дядьками в униформе - вот и славно. И название хорошее - "Любовь, Война и Смерть."

 

 

Говорит ли вам что-либо фраза замечательная "Интернационал Неуправляемых Торпед", сказанная Александром Бренером в камеру одного культового фильма, тем самым Бренером, что дрочил там, где сейчас храм, а был бассейн, и кто хотел торец Ельцину намылить? Ну и не страшно, что ничего не говорит. Поскольку фраза сама по себе особой смысловой нагрузки не несёт, но если окинуть взглядом ширь и глубь бренеровских работ - мало не покажется. Мог бы я просто сказать - Бренер хороший! И была бы в этом концепция сильная и правда маточная и внематочная. Поскольку Бренер для меня понятен и близок мне подход его к реальности. Кто ещё мог так прекрасно-остро разить продажность и ярморочность, как не он, начертав на малевиче, как хип-хопер на гараже, знак, что заключает в себе всё зло человечества, знак жуткого доллара! И смело поплатиться за это годом, хоть и швейцарской, но тюрьмы. Читайте его "Ртутные Палочки", книгу - протест и жест художника. Собственно, я ограничился бы словами вышеприведёнными, если бы не Барбара. Барбара Шурц, боевая его подруга родом из немеции, пославшая устои и баварские сосиски зажиточности, и папу с его счётом в банке. Анархистка, красавица, половая бренеровская половина, соавтор палочек ртутных и ещё ряда трактатов о том, как побеждать капитализм. Я очень рад, что они вместе делают искусство и хочу приобщить к этому и тебя, читатель. Они представили пастель и мягкие цвета на этот раз - из серии "Неоколониальные картины 2000", где чёрным по цветному начертано, что, мол никаких тюрем и депортационных лагерей. Красота. Бренеру теперь можно всё. 

 

Но не всё так плохо - перспективы есть. Вот Бойс, например, упал во время войны на самолёте на вражескую территорию и стал великим…

 

 

Авторы всё ещё продолжают расчитывать на образное мышление читателя…

 

 

 

 

 

Алекс Зубаржук & Женя Лягушина

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz