Суд, вынесение приговора.
Допустим, почти наше
время.
Стены холодные,
мерцающие.
Он-лайн присяжные и
клетка с тигром,
выложенным на мозаичном
поле сотней - другой цветных шляпок.
-
Вербализуйте ваше первое
сознательное воспоминание. - Голос судейской машины с мягким цифровым акцентом
выходит из динамиков.
-
С какого момента? - Вы
помните всю последовательность событий этого сна, но игра есть
игра.
-
Не стоит пытаться ввести
коллегию в заблуждение. Мы прекрасно осведомлены о вашем злоупотреблении
нормированной памятью. - Панель перед вами расходится в противоположные стороны
и на экране проявляются кириллические знаковые единицы. Вы не можете ничего
разобрать, но постепенно мозг выстраивает последовательные строчки: "центр науч
фильм", набранные более чем примитивным шрифтом голубоватого и серого цвета.
Знаки выстраиваются в куб и растворяются в следующем кадре через плавную
секунду. Головы условных приматов… странные механистические отклонения… голос,
Левитаном начитывающий структуру физического мира… линейная анимация… бытовые
принадлежности как смысловой бред
прекращаются так же внезапно и, с медленным, как растворение и диффузия
пониманием, что было достигнуто через эту визуализацию, прорывается осознание в
однозначности приговора…
-
Лоботомия. С последующей
инкубацией. - Щелкает запись судейского молотка и седативный раствор врывается в
кровь…
Конец
сна.
Что это было, что представляло собой в
лохматых восьмидесятых?
Скучное муви производства
науки, чуть более интересное дополнение к пыльным урокам физики?
По крайней мере, тем, кто воспринимает
сегодня Кобрина, как художника тогда было по 12-15 лет, и всякая наука
синонимировалась со скукой. Хотя, не без того, что бывало посреди
соракапятиминутной скуки вдруг неожиданным приходом цепляло то или другое точное
и доказанное материальное чудо в стеклянных змеевиках или электрических
конструкциях. Интерес, настоящий интерес познавания возникал тогда, когда
удавалось пробраться в кабинет физики или в химическую лабораторию спонтанно,
внеурочно, по личному желанию. Тогда вся эта эстетика оборачивалась чистой
романтикой, и было совершенно наплевать на третий закон термодинамики, всё это
многообразие опыта, сконцентрированное в малой точке, невербально, по
неизвестным ещё тогда каналам проникало в формирующиеся мозговые просторы,
диктовало свои тайны на неизвестном и исчезающем по мере необходимости языке.
Это завораживало.
Но шло время, сознание твердело и
менялось. Открывались новые истины и срезались отработанные, что-то происходило
вокруг, что неуклонно вызывало отторжение и желание сохранять взгляд на
объективность реальности действительно объективным.
И вот спустя несколько лет после
последнего урока физики появляется переписанная раз двадцатый вхс-ка с Кобриным
и сочетание «центрнаучфильм» приобретает качественно новое свойство. В смысле не
вторичное, а именно новое.
Кстати, я очень часто пытаюсь понять
Кобрина времён глухого совка – он делал свои научно-популярные и действительно
психоделичные и актуальные и сегодня
(в этом я убедился, когда не
так давно один мой приятель, нойзовый музыкант, сознание которго мало чем можно
удивить, а тем более векторно поколебать, по совместному просмотру подборки
кобринских роликов того времени просто остолбенел, сказал что и не представлял
такого, и тут же переписал себе для частого использования)
фильмы, как что-то, в силу своей научности аполитичное и могущее дать
наиболее полный реализаторский шанс его потенциалу художника, или ему
действительно было интересно раскладывать теорию относительности на уровне
обучающих программ, а взрывной минимализм и гениальность решений – всего лишь
вторичность, спровоцированная его талантом?
Впрочем, теперь это не так уж и важно.
Происходит стандартная, почти
трафаретная вещь – произведение переживает своего автора, начинает
самостоятельное развитие уже после его (автора) смерти. Важен подход и
соответствие.
Кобрин, как бы ни странно это звучало,
всегда был традиционалистом. Из тех людей, которые по природе своей будут
совершенствовать планер, наплевав на прогресс и покорение Марса, и говорить, что
космос – это просто система физических тел в невесомости. Его открытия, точнее,
открытая им форма подачи по силе воздействия стоит на уровне эпохи возрождения и
подлежит преследованию со стороны инквизиции. Неосознанный атеизм, как форма
борьбы с абсолютным злом. И наука – как орудие в этом.
Стоит вспомнить всю эту
потрясную романтику – от Тиля Уленшпигеля до Марка Захарова. Готика, в принципе.
Позитивная гуманистическая готика и никакого киберпанка. Разве что инфантильным
восприятием попахивает. Ну, да меланхолическое воспоминание о детстве – удел
мудрых и старых.
Само собой, если я отправлюсь в отпуск в
края тёплые и бесшабашные – в моём рюкзаке не будет кассеты с фильмами Кобрина,
но когда ребёнок моего (вполне вероятно) производства начнёт отличать правую
ногу от левой – эти треки станут одним из первых научно – популярных переживаний
в его жизни.
Соответственно, фраза перед каждым
фильмом о том, что предлагаемый к просмотру материал рекомендован министерством
образования, вполне серьёзно оправданна. Единственный минус – сложно найти.
Ни
в киосках Союза, ни в пунктах проката.
Видимо, невостребовано
широким слоем потребителей.
А
значит - элитарно.
Кстати, подобный эффект
можно проследить и с плакатами советпопа, или соцреализма. То, что в момент
актуальности вызывает неприязнь и даже страх из-за навязчивости, со временем
превращается в безопасный предмет искусства. К счастью, подобная декоративнасть
на кобринские ролики не распространяется. Но всё же достаточно твёрдый вопрос
–